Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 23"
Доступная среда
Доступная среда
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
В МАДОУ № 23 представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель функционирования групп комбинирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ № 23 – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
МАДОУ № 23 осуществляет обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
Взаимодействие психолого-медико-педагогического консилиума с родителями (законными представителями) обучающегося и с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется
https://www.xn--80aaasodieccybedylevie8i.xn--p1ai/data/documents/O-territorialnoy-PMPK.pdf
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ № 23 имеется 17 групповых комнат для проведения НОД, 2 спортивных, 2 музыкальных зала, кабинет для проведения логопедических занятий, сенсорная комната
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ № 23 имеется 17 групповых комнат для проведения НОД, 2 спортивных, 2 музыкальных зала, кабинет для проведения логопедических занятий, сенсорная комната
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека МАДОУ № 23 располагается в методическом кабинете. Мини-библиотеки расположены в каждой групповой ячейке
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ № 23 имеются 2 спортивных зала с сухими бассейнами и детскими тренажерами.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ № 23 учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ разработаны:
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ.
В проектировании и организации образовательного процесса участвует психолого-педагогически консилиум. Деятельность специалистов направлена на выявление и обследование детей, разработку индивидуального образовательного плана на основании заключения ТПМПК.
Предоставление услуг ассистента (помощника) – необходимую помощь воспитанникам в МАДОУ № 23 оказывают специалисты, воспитатели, ассистенты
В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, игровые наборы "Дары Фребеля", мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
При использовании помещений МАДОУ № 23 для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием для детей с ОВЗ, кабинетов учителей-логопедов, педагога-психолога. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении созданы условия:
- создана версия официального сайта МАДОУ № 23 («для лиц с нарушениями зрения, где представлена вся информация о деятельности образовательного учреждения);
- для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
- на официальном сайте учреждения размещена форма обратной связи с администрацией детского сада, благодаря которой можно получить ответы на интересующие вопросы по организации дошкольного образования;
- для облегчения доступа в здание маломобильным категориям людей предусмотрена кнопка вызова сотрудника учреждения для оказания помощи (расположена на входной двери);
Для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения:
-наличие подъемников, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены;
-парковочные места для автотранспорта инвалидов не предусмотрены.
Специальные условия питания
Питание детей в МАДОУ № 23 организовано в соответствии с 10-ти дневным меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания в зависимости от возраста детей и требований СанПиН 2.4.3648-20, на основании которого составляется ежедневное меню (завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник).
При составлении меню, особое внимание обращается на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, сочетание продуктов растительного и животного происхождения. При организации питания учитываются возрастные нормы, заменяемость продуктов, нормы потери при кулинарной обработке, калорийность блюд, содержание витаминов и питательных веществ в продуктах. В зимне-весенний период проводится витаминизация третьего блюда в обед. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, ежедневно вывешивая меню. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению пожарной безопасности. Регулярно осуществляется контроль за организацией питания воспитанников и качеством привозимых продуктов, членами бракеражной комиссии МАДОУ № 23 и членами Общественного совета (в состав которого входят родители (законные представители) и ответственные лица за организацию питания в дошкольном учреждении.
Результаты контроля предоставляются на Педагогическом совете, родительских собраниях и общих собраниях работников МАДОУ № 23.
На бесплатное питание в учреждении имеют право:
- дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды);
- дети с туберкулезной интоксикацией;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). (Статья 65 п.3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Специальные условия охраны здоровья
Деятельность учреждения по охране здоровья обучающихся осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона " Об образовании в Российской Федерации " от 29.12.2012 № 273 (ст. 41.Охрана здоровья обучающихся):
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере
-охраны здоровья;
-организацию питания обучающихся;
-определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
-пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
-организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
-прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
-обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
-профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
-проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
- Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
- Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
- Положение "О порядке расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МАДОУ № 23, осуществляющего образовательную деятельность".
Вся работа МАДОУ № 23 строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях;
- один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией МАДОУ № 23 несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. МАДОУ № 23 предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Для укрепления здоровья обучающихся и пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни разработаны
Методика и система закаливающих процедур ,
План мероприятий по здоровому образу жизни,
и Паспорт здоровья обучающихся
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
К сети интернет подключены 12 компьютеров, имеется доступ к сети интернет через wi-fi. Услуги предоставляют компании ОАО "Ростелеком".
МАДОУ № 23 имеет официальный сайт http://detsad23-luchik.ru/ и электронную почту
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Перечень доступных и используемых электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Федеральные образовательные порталы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
Портал ―Всеобуч- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Cайт Информика www.informika.ru
Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/
«Все для поступающих» - http://www.edunews.ru/
Федеральный институт педагогических измерений –www.fipi.ru
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
Федеральный правовой портал "Юридическая Россия" http://www.law.edu.ru/
Образовательный портал "Русский язык" http://ruslang.edu.ru/
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
Сетевые образовательные сообщества Открытый класс http://www.openclass.ru
Обучение для будущего Дистанционный курс http://teachonline.intel.com/ru
Обучение для будущего http://www.iteach.ru/
Российский детский Интернет Фестиваль «Умник» http://www.childfest.ru/
Федеральный портал "Здоровье и образование" http://www.valeo.edu.ru/
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://sci-innov.ru/
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru/
Поисковые системы http://www.google.com;http://www.rambler.ru;http://www.yandex.ru
Перечень видов используемых информационных ресурсов (с эл. адресом)
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Онлайн-версия делового журнала HoReCa-magazine http://www.magazine.horeca.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nlr.ru/lawcenter.
Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roskodeks.ruиздательский центр «Академия» - http://www.academia-moscow.ru/catalogue/5199/
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МАДОУ № 23 для проведения образовательной деятельности с инвалидами и обучающимися с ОВЗ применяются специальные технические средства: мультимедийные комплексы, проектор и экран, ноутбуки.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено