Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23

Поиск по сайту

Оставить отзыв

504596e2 6406 474f afcd 69ece8d35a17

telefon doveriya

Качество образования

Образовательные ориентиры

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

При реализации данного принципа педагог максимально обогащает личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. При этом учитывается возраст ребёнка и соответствующий ему определённый вид ведущей деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, т.е. передача взрослым и освоение ребёнком способов употребления предметов, овладение ребёнком орудийными действиями на основе действий взрослого, взятого за образец. Освоение ребёнком предметной деятельности происходит во взаимодействии со взрослыми. И уже в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком, соответствующих его возрасту. Именно в игре у ребёнка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

При котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Не объектом педагогический усилий, а именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития учитываются в построении образовател ьной работы. Индивидуальный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие такого подхода - изучение межличностных отношений. Индивидуальный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. При реализации этого принципа педагог не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно-воспитательного процесса. Воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга, направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения. У каждого ребенка свой темп развития с учетом его темперамента, характера, психических особенностей.

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноце

нным участником (субъектом) образовательных отношений.

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом. В рамках ФГОС ребенок становится участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Образовательная программа реализуется в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Следовательно, нужны разнообразные формы организации детей, формы совместной деятельности педагога и ребёнка по освоению образовательной программы. Главной из этих форм и ведущей деятельностью останется игра. Но помимо игры существует немало форм совместной деятельности, которые и позволяют сделать жизнь ребёнка насыщенной и интересной в течение пребывания ребёнка в детском саду:

— это проектная деятельность

- чтение худ. литературы, познавательной и образовательной литературы

- коллекционирование, экспериментирование и исследования;

- различные формы музыкальной, художественной деятельности;

- мастерская.

Эти и иные формы деятельности очень важны в нашей работе. Они способствуют реализации основополагающих принципов нашего стандарта и поддержки детской самостоятельности, насыщенной жизни и полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, и организации образовательного процесса в течение всего пребывания ребёнка в детском саду.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

При реализации данного принципа педагоги:

- создают условия для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.

- оказывают помощь (при необходимости) детям в решении проблем организации игры. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры.

- создают в группе положительный психологического микроклимата, в ровной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям.

- учитывают индивидуальные особенности детей, стремясь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и т.д. детям.

Для каждого возраста существуют приоритетные сферы инициативы:

для детей 3-4 лет – приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность. В этом возрасте важно отличать и публично поддерживать любые успехи детей. Нельзя критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты.

Для детей 4-5 лет – приоритетная сфера – познание окружающего мира. В этом возрасте негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только один на один. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают в игру взрослого или добровольно соглашаются на его участие. При этом сюжет, ход игры, а также роль определяют дети, а не педагог.

Приоритетной сферой инициативы для детей старшего дошкольного возраста является вне ситуативно - личностное общение и научение.

Деятельность воспитателя заключается в:

- привлечении детей к планированию жизни группы на день и более отдалённую перспективу;

- в оказании помощи детям в решении проблем организации игры (при необходимости);

- педагог даёт адекватную оценку результата деятельности ребёнка, одновременно признавая его усилия и указывая возможные пути и способы совершенствования продукта.

- педагог создаёт ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

- воспитатель может обращаться к детям с просьбой показать и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого ребёнка

5 Сотрудничество ДОУ с семьей.

Триединая модель образовательного процесса: педагог - ребенок - родитель.

Только через сотрудничество с семьей, через партнерские взаимоотношения можно полноценно выстраивать образовательную

деятельность, решать образовательные задачи. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития

дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлиянии.

Цель педагогического коллектива сделать родителей активнымы участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации

ответственности за воспитание и обучение детей, используя различные формы взаимодействия.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Мы все понимаем, что жизненная позиция невозможна без знаний культурных традиций своего и других народов. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми.

Цель ДОУ- воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно- нравственных ценностей семьи, общества, государства через организацию пространства, разнообразие материалов, оборудования, которые бы обеспечивали: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность дошкольников.

Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Вначале педагог сам знакомится с природой, культурой своей страны, региона. Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей.

Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы осуществляется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и все то, что связано друг с другом. Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.

Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является: - интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации); - проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни; - желание слушать, читать книги с общественной тематикой

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование

познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка осуществляется через включение в различные виды деятельности. Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов. При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

В работе с детьми необходимо учитывать возрастные возможности детей, их психологические особенности, знать какие виды детской деятельности являются приоритетными для данного возраста, учитывать сенситивные периоды развития дошкольников для полноценного, методически грамотного построения образовательного процесса (деятельности).

Так в Федеральных государственных образовательных стандартах прописано, что для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – являются основными виды деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Все данные виды деятельности реализовываются педагогами во время всего периода пребывания детей в ДОУ.

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Выстраивая образовательную деятельность, необходимо учитывать тот регион, в котором мы проживаем, т.к. для детей именно он является малой родиной.

В наше сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям.

Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в

поликультурном обществе.

Знакомство детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов начинается с дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте народная культура является основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение ее элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре, его убранства, предметах обихода, домашней утвари, посуде, игрушках, кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к народной праздничной культуре (народные

праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов этнокультурного развития.

Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию.

Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и т.д. Все это способствует этнокультурному развитию детей.

логотип