Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23

16 03 2

12345

Поиск по сайту

Оставить отзыв

504596e2 6406 474f afcd 69ece8d35a17

Игры на развитие

высших психических функций у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 Обучение и развитие ребенка находятся в прямой зависимости от уровня сформированности у него высших психических функций. Данная картотека упражнений будет полезна педагогам и заинтересованным в развитии своего ребенка родителям.

Развитие слухового восприятия:

1.«Узнай по голосу» - развитие слухового восприятия.

Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре. Идут по кругу и говорят…(имя ребенка, который стоит в центре круга), ты стоишь в кругу, мы зовем тебя: «Ау!»

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Ребенок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре круга. Игра повторяется.

2.«Передай, что слышишь, «Испорченный телефон», «Я начну, а ты продолжай»- поддерживать желание детей воспроизведению услышанного.

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза (спят). Ведущий называет первому участнику какое-либо слово или фразу. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает сказанное. Далее второй участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию услышанного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий спрашивает всех участников, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какое слово он услышал.

Развитие зрительного восприятия

1.«Ищем клад» - упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающие функции глаза; развивать пространственные ориентировки («направо», «налево», «вверх», «вниз») через развитие зрительно-моторной координации и зрительно-двигательной ориентации.

Ход игры. Перед нами карта леса. Под одной из ёлочек пираты спрятали клад. К нам попала записка, «письмо», в которой обозначен маршрут следования к кладу. Каждому ребенку предлагается «расшифровать» маршрут поиска клада. «Надо идти прямо вверх до дерева, потом надо повернуть направо, дойти до цветка, после идти прямо вверх до елочки, повернуть влево до колокольчика, затем вниз до дерева и повернуть вправо до ёлочки». Рассказать и показать свой путь. Вести указкой посередине дорожки, не выезжая за края. Под елочкой детей ожидает сюрприз.

2.«Отгадай загадку» - упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающие функции глаза; закреплять цветовосприятие через развитие зрительно-моторной координации и зрительно-двигательной ориентации.

Ход игры. Педагог загадывает детям загадки, просит детей отгадать, но ответ вслух не произносить, а найти его на зашумленном рисунке и обвести отгадку карандашом такого же цвета. Обводим отгадку по контуру, не отрывая карандаш от линии и не выезжая за края.

Развитие тактильного восприятия

1.«Собери бусы» - способствовать развитию умения составлять сериационные ряды в ритмически заданной последовательности зрительно-осязательным осязательно-зрительным способами.

Ход игры. Педагог предлагает детям карточку с наклеенными геометрическими фигурами (круг – квадрат – круг - квадрат). Дети внимательно смотрят на данный ряд, затем в «волшебных очках» стараются воспроизвести его на ощупь. И наоборот – сначала в «волшебных очках» обследуют имеющийся ряд, затем, сняв очки, выстраивают его

2.«Чудесный мешочек», («Узнай на ощупь», «Найди круги, квадраты, треугольники и т. д.», «Достань и разложи», «Подбери правильно») - содействовать осязательному способу обследования, узнаванию и называнию плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и объемных тел (шар, куб и т. д.).

Ход игры. Педагог показывает детям круг (квадрат, треугольник). Дети рассматривают и называют данную фигуру, затем ищут её в «чудесном мешочке». После нахождения фигуры сравниваются.

Развитие произвольного внимания.

  1. «Слушай звуки!»- развитие произвольного внимания.

Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание).

Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».

2.«Лото» - развитие произвольного внимания.

Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки- картинки своей карты. Он и станет победителем».

Развитие мнестической деятельности.

Развитие наглядно-действенного мышления.

1.«Игра с палочками» - коррекция мнестической деятельности.

Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

2.«Я положил в мешок …» - коррекция мнестической деятельности.

Педагог начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

Развитие наглядно-образного мышления.

1.«На что это похоже?» - развитие наглядно-образного мышления.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Игру хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

2.«Составь фигуру» - развитие наглядно-образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Предлагается несколько вариантов этой игры (от самого легкого до более сложного):

а) «На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг».

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) «Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией».

в) «Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках».

Развитие словесно-логического мышления.

1.«Нелепицы» - развитие речи, внимания, мышления.

Педагог предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

2.«Чем похожи и чем отличаются?» - развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами (мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница).

Память.

Задачи:

  • Развитие произвольных форм запоминания.
  • Усвоение приёмов самоконтроля и осмысленного запоминания.
  • Формирование способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.
  1. Игра «Рассказываем сказку». Возраст 5-7 л.

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

  1. Игра «Гуляем по лесу». Возраст: 5 -7 лет.

Цель: развитие зрительной памяти.

Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка. Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

  1. Игра «Экран». Возраст 4 - 7лет.

Цель: развитие зрительной памяти. На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет. (Примечание: для детей старшего дошкольного возраста предметы заменяются на картинки, количество картинок увеличивается).

  1. Игра «Запомни рассказ». Возраст 5 – 7 лет

Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.

  1. Игра «Добавь слово». Возраст 5 – 7 лет

Цель: развивать слуховую память.

Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- ни будь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.

  1. Игра «Гуляем по саду». (5-7 лет)

Цель: развивать зрительную память и наблюдательность.

Ход игры. Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то, что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи.

Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения.

Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает.

Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл.

Восприятие.

Задачи:

  • Формировать сенсорные эталоны, как устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Развивать действия идентификации.
  • Обучать способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять всё более сложные глазомерные действия. Развивать действия отнесения предмета к эталону.
  • Развивать моделирующие действия.
  1. Игра «Угадай, кто зовёт» (5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.

  1. Игра «Зашиваем коврик» (4-7 лет)

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Заплатки можно вырезать, чтобы ребёнок мог не только выбирать заплатки, но и закрывать ими дырки.

  1. Игра «Узнай предмет» (5-7 лет)

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик и т.д. Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже.

  1. Игра «Найди такой же предмет». (4 – 7 лет)

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.

Ход игры: Ребёнку предлагаются картинки, среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, но и память, и внимание. Предлагают ребёнку внимательно посмотреть на лампу. Среди других ламп найти такую же.

Воображение.

Задачи:

  • Развивать способность использовать заместители предметов.
  • Развивать способность осуществлять «опредмечивание» неопределённого предмета.
  • Развивать способность создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.
  • Формировать способность оперировать в уме образами простых многомерных объектов, пространственное воображение.
  • Формировать способность подчинять своё воображение определённому замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.
  1. Игра «Шкатулка со сказками» (6 – 7 лет)

Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.

Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история, и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

  1. Игра «Перевёртыши» (6 – 7 лет)

Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).

Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.

  1. Игра «Что произойдёт, если…» (5-7 лет)

Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.

Например, что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить, не переставая?

  1. Игра «На что это похоже?». (5-7 лет)

Стимульный материал: карточки с кляксами, «морозными рисунками».

Ход проведения: Инструкция: «Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи». Далее демонстрируются карточки с изображениями

  1. Игра «Сказка наоборот». (5 – 7 лет)

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Ход проведения: Инструкция: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика»

Мышление.

Задачи:

  • Развитие способности практического решения проблемных ситуаций.
  • Формирование предпосылок наглядно-образного мышления.
  • Развивать способность мысленного преобразования предмета.
  • Развивать способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план - схемы, а также самостоятельно её создавать.
  • Развивать способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.
  • Развивать способность планировать свои действия в уме. Формирование способности устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости.
  • Формирование логических операций.
  • Формирование умения рассуждать, формулировать выводы в виде суждений и умозаключения.
  1. Игра «Поезд». (6 – 7 лет)

Цель: учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.

Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения.

Ход игры. Педагог собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: - Сегодня мы поиграем в поезд. Выбудете вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда куда показывает стрелка.

  1. Игра «Что лишнее?».  (4 – 7 лет)

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Ход игры. Предложите ребёнку рассмотреть картинки (например, яблоко, груша, лук, персик; ложка, вилка, нож, карандаш) и ответить на вопросы: что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом, можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

  1. Игра «Что внутри?». (5 -7 лет)

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например: дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка кастрюля – суп; дупло – белка; улей – пчелы; нора – лиса; автобус – пассажиры; корабль – матросы; больница – врачи, магазин – покупатели.

  1. Игра «Кто кем будет». (5-7 лет)

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?» Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Развитие речи

  1. Игра «Родственные слова» (6-7 лет)

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал для игры: мяч.

Ход игры. Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.

Например:

- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.

- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.

- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.

  1. Игра «Закончи предложение» (6-7 лет)

Цель: упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал для игры: мяч.

Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.

- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.

- Платье из шёлка. Оно …

- Футболка из трикотажа. Она …

- Куртка из кожи. Она …

- Шуба из меха. Она …

- Сапоги из резины. Они …

- Брюки для мужчин. Они …

- Майка для детей. Она …

- Сарафан для лета. Он …

  1. Игра «Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал для игры: мяч.

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

- Берет новый, а платок …

- У ботинок широкие носы, а у туфель …

- Брюки грязные, а комбинезон …

- Блузка светлая, а пальто …

- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

200x200 

e62463251bedc0623b9bfc670168f9ba

rosr